Война застала Галину Георгиевну во Львове Жительница Войковского района Галина Копылова написала документальный рассказ «Я свидетельствую», чтобы сохранить воспоминания о своем военном детстве. Отрывками из него и своими детскими впечатлениями 88-летняя Галина Георгиевна поделилась с корреспондентом «Севера столицы» Светланой Мещеряковой.
Два месяца в эшелоне К июню 1941 года Галина Копылова окончила 1-й класс во Львове. […]Война застала Галину Георгиевну во Львове
Жительница Войковского района Галина Копылова написала документальный рассказ «Я свидетельствую», чтобы сохранить воспоминания о своем военном детстве. Отрывками из него и своими детскими впечатлениями 88-летняя Галина Георгиевна поделилась с корреспондентом «Севера столицы» Светланой Мещеряковой.
Два месяца в эшелоне
К июню 1941 года Галина Копылова окончила 1-й класс во Львове. Бомбить его начали в первый же день войны. Отец отправил жену с двумя дочками на Кубань, где жила бабушка Галины.
Но и в кубанской станице уже были немцы. Благо маме с двумя детьми удалось занять места в эшелоне, который увозил людей в Среднюю Азию. Дорога заняла более двух месяцев. Выжить удалось благодаря маме: она взяла с собой керогаз, картошку, морковь и капусту. В тамбуре она умудрялась готовить детям суп. А ещё спасали незнакомые люди.
— На каждой станции к нам подходили местные женщины, — рассказывает Галина Георгиевна. — Они давали продукты, одежду, кормили горячими обедами.
Двухметровые сомы
— В 1943 году мы отправились обратно к бабушке, — рассказывает Галина Копылова.
— Кубань было не узнать: немцы разрушили элеваторы, водонапорные башни, вместо зданий вокзалов были лишь столбы с названиями населенных пунктов. Потом от бабушки и ее соседей я узнала, что немцы на горе над Кубанью расстреливали людей и сбрасывали их в реку с обрыва. Тела стали добычей сомов, которые достигали тогда 2-3 метров.
Каждый день школьники писали письма на фронт, чтобы поддержать наших солдат, и начинали их фразой: «Мы живем хорошо». Но в действительности это было не так. По словам Галины Георгиевны, в классах они сидели в зимних пальто. Не было ни учебников, ни книг, ни тетрадей. Писали на газетах в пробелах между строк, иногда на конторских книгах. А чернила делали из бузины.
Пир на всю станицу
О Дне Победы Галина Георгиевна пишет в своем рассказе «Я свидетельствую»: «Была темная южная ночь. Вдруг по всей станице началось странное движение: забегали люди с фонарями и факелами. Метались от дома к дому, стучали в ставни: «Выходите!» Наконец все сплелось в общий хор, в сплошной, непрерывный крик: «Победа!» Сначала все онемели от счастья, а потом пошло такое буйное веселье, которое можно было увидеть только на Кубани. Прямо на улицах и во дворах устроили настоящий пир».
А дети отправились в школу. Была ночь, но там, не сговариваясь, собрался весь класс.
После войны
После войны жизнь наладилась не у всех: отец Галины Георгий Иванович вернулся тяжелораненым. Он прожил после возвращения совсем недолго. Галина Георгиевна окончила филологический факультет МГУ. Более 40 лет она живет на Севере Москвы; преподавала русский язык и литературу в школе №692 Ленинградского района (сейчас это школа №167 им. маршала Л.А. Говорова в Левобережном районе), писала рецензии на поэтические сборники, редактировала книги.